Квитка Светлана Сергеевна, коммерческий директор Центра развития бизнеса, сертифицированный бизнес-коуч.
Потеря всех клиентов или отличная возможность для развития — что случилось с рынком консалтинга после введения санкционных ограничений?
Какие изменения произошли
Проблема, с которой столкнулся российский рынок консалтинговых услуг после начала кризиса — уход большинства зарубежных клиентов, которые активно пользовались такими услугами. Зарубежные компании, в том числе и «большая четверка», которые вели консалтинговый бизнес на российском рынке, прекратили свою деятельность. В результате этого из России ушли некоторые специалисты с международной экспертизой. Большинству иностранных компаний для продолжения своей деятельности на российском рынке пришлось создавать сторонние компании, менять бренд, управляющих или бизнес-модель. При этом адаптация у компаний с российским руководством проходила легче.
Многие высококвалифицированные специалисты выбрали возможность перевестись в филиалы компаний, находящихся за рубежом, чуть меньше консультантов остались работать в созданных дочерних компаниях, которые отсоединились от зарубежного бренда.
Что происходит сейчас
Ввиду расформирования штатов компаний на рынке консалтинга переходят из компании в компанию не только отдельные специалисты, но и целые команды. Опытных специалистов охотно принимают российские компании, даже расширяют для этого штат. Кроме того, уровень конкуренции значительно снизился — большая часть иностранцев покинула рынок. Благодаря этому многие специалисты получили возможность проявить себя и предложить смелые решения для оптимизации бизнес-процессов. Как правило, это решения, связанные с технологиями и IT-инфраструктурой, позволяющие быстро принимать решения и адаптироваться под изменения.
Сегодня чаще всего обращаются за консалтинговыми услугами по перестройке бизнес-модели и структуры бизнеса, также есть интерес к бизнесу уходящих компаний — многие демонстрируют готовность приобрести предприятия иностранных коллег. Зарубежные компании, которые остались на российском рынке, обращаются за помощью в смене менеджмента, при которой смогут контролировать работу компании. Это делается для того, чтобы избежать продажи бизнеса, поскольку многие игроки все еще надеются вернуться на российский рынок и оставляют для себя такую возможность.
Перемены 2022 года дали компаниям вынужденное развитие. Они стали гибче и, можно сказать, получили свободу действий. Перемены дали и новых клиентов, которые раньше не нуждались в консалтинговых услугах.
Вырос спрос на консалтинговые услуги в области развития системы менеджмента в организации, развития корпоративной культуры, повышения эффективности процессов, финансовой модели, корректировки или создания стратегии. Если раньше на управленческие ошибки закрывали глаза, то сейчас, в условиях изменений и стрессовых ситуаций, эффективность, технологичность и квалификация стали основными целями, к которым стремятся компании.
Чего ожидать в ближайшем будущем
Несмотря на все сложности, которые возникли, рынок консалтинга с 2020 года стабильно растет на 20-25% ежегодно. В 2022 году удалось достичь таких показателей во многом благодаря тому, что многие российские компании, также столкнувшись с изменениями, обратились к консалтингу, чтобы наладить бизнес-процессы или перестроить структуру бизнеса.
Ввиду снижения конкуренции предполагается появление небольших стратегических консалтинговых компаний, которые начнут работать с актуальными запросами рынка. В первую очередь клиенты будут обращать внимание на те агентства, которые предлагают комплексные решения и готовы обеспечить полное сопровождение как с практической, так и с юридической точки зрения. Также ожидается повышение среднего чека на услуги консалтинга, так как спектр предлагаемых услуг и запросы от клиента будут расширяться.
Что стоит компаниям делать прямо сейчас
Текущая ситуация на рынке предоставила компаниям свободу действий — государство активно поддерживает малый и средний бизнес, а конкурентов стало значительно меньше. Сейчас российские компании расширяются, наращивают потенциал и покоряют новые рынки.
Чтобы правильно воспользоваться ситуацией и предоставленными возможностями, следует как можно быстрее найти потенциальных партнеров или нарастить собственный ресурс. В этом поможет сильная квалифицированная команда, уверенный менеджмент и внешние консультанты.
Консалтинговые агентства, в свою очередь, ожидают в ближайшем будущем сохранения спроса на услуги, связанные с разработкой антикризисных мер, оптимизацией бюджета, налаживанием логистических цепочек и поиском новых партнеров. Поэтому необходимо оперативно реагировать на новые изменения и искать эффективные решения, делать упор на поиск пула зарубежных партнеров для сотрудничества на новых иностранных рынках или искать возможности эффективного использования государственных льгот.